ИИ переиграл Сократа
В Кембридже ученые провели необычный эксперимент, предложив ChatGPT-4 решить античную задачу об удвоении квадрата, которой около 2500 лет. Исследователи воссоздали диалог в стиле Сократа, который, по легенде, подводил к решению неграмотного мальчика, чтобы понять, будет ли искусственный интеллект просто копировать известное решение из своей базы данных или проявит способность к самостоятельным рассуждениям.
Вместо того чтобы сразу выдать классический геометрический метод с диагональю, ИИ предложил неожиданный алгебраический подход, который не был известен во времена Сократа. Он уверенно и последовательно придерживался этого современного решения, и лишь после настойчивых просьб исследователей привёл традиционный способ, показав, что знаком с первоисточником.
В ходе диалога проявились и характерные ошибки. Так, на вопрос о геометрическом удвоении прямоугольника модель заявила, что это невозможно, хотя решение существует. Учёные видят в этом не пробел в знаниях, а следствие импровизации — ИИ строил предположения на основе хода предыдущего обсуждения, что делает его реакцию более человечной.
Эксперимент показал, что ChatGPT способен комбинировать извлечение информации и собственные рассуждения. Этот процесс исследователи сравнили с педагогическим принципом «зоны ближайшего развития», когда ученик с помощью наводящих вопросов может решить задачу, выходящую за рамки его текущих знаний.
Таким образом, учёные уверены, что искусственный интеллект можно эффективно использовать в образовании как интеллектуального собеседника. Если ученики будут вести с ним диалог в стиле совместного поиска истины, а не требовать готовый ответ, это поможет им развивать критическое мышление и глубже понимать материал.