Удалённый «рубильник» в автобусах
Норвежские власти столкнулись с цифровой загадкой в общественном транспорте. Проверка показала, что китайские электробусы Yutong, курсирующие по Осло, могут быть дистанционно обездвижены своим производителем. Чтобы исключить любые внешние сигналы, инженеры поместили два автобуса в клетку Фарадея для тщательного изучения.
Результаты проверки оказались тревожными. В системах управления обнаружились скрытые функции, позволяющие производителю удалённо отключать ключевые модули: диагностики, питания и аккумуляторные блоки. Теоретически это давало возможность полностью заблокировать технику прямо на маршруте.
Для нейтрализации угрозы транспортное агентство Ruter пошло на радикальный шаг: они физически отключили сетевые модули и извлекли SIM-карты из всех 300 автобусов в столице и еще 550 по стране. При этом у машин голландского производителя VDL аналогичных «рубильников» найдено не было.
Этот инцидент вскрыл более глубокую проблему — уязвимость критической инфраструктуры. Спецслужбы годами предупреждали о рисках цифровой зависимости от иностранных производителей, чьи технологии могут содержать недокументированные «люки».
Инженеры отмечают, что подобные функции часто закладываются для удобства удалённого обслуживания. Однако, как показывают и другие случаи — от солнечных инверторов до портовых кранов, — стремление к экономии рождает серьезные угрозы безопасности, делая нашу общую инфраструктуру хрупкой и зависимой от решений, принятых за тысячи километров.




